Образовательные стандарты и программы взаимодействуют друг с другом по принципу первичности государственных образовательных стандартов. Это означает, с одной стороны, что образовательные программы составляются на основе стандартов, с другой — что стандарты включают и вариативную часть, поэтому образовательные программы, реализуемые в разных образовательных учреждениях, могут различаться между собой за счет локальных компонентов. Поскольку в законодательстве не содержится четкого определения образовательного стандарта, его можно сформулировать, основываясь на признаках и характеристиках стандартов. Государственный образовательный стандарт — это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня. В структуре государственного образовательного стандарта выделяют федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.
Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. Таким образом обеспечивается единство федерального образовательного пространства.
Региональный (национально-региональный) компонент позволяет более полно учесть потребности субъектов Федерации в области образования граждан, проживающих на соответствующей территории, а также интересы национальных культур, региональные традиции и другие важные обстоятельства.
Компонент образовательного учреждения (его можно условно именовать локальным, или, в зависимости от типа учреждения, школьным, вузовским и т. п.) разрабатывается и утверждается самим учреждением с учетом интересов и потребностей обучающихся и в соответствии с возможностями организации учебного процесса. Для обучающихся, с отклонениями в развитии могут устанавливаться специальные образовательные стандарты. Кроме того, образовательные стандарты устанавливаются по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.
Разместите текст об образовательных стандартах.
Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом.
Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ, кроме случаев, указанных в законе (применительно к общему образованию). Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1994 г. был определен порядок разработки федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Федеральные компоненты основного общего образования утверждает Правительство РФ, а других уровней образования — Министерство образования РФ.
Стандартизация осуществлена в полном объеме лишь в сфере профессионального образования. Создание стандарта для общеобразовательных учреждений оказалось процессом сложным и длительным. В то же время быстрое обновление содержания образования, появление различных видов общеобразовательных учреждений, инновационные процессы в школе, внедрение новых педагогических технологий заставили искать механизмы управления демократическими процессами в школе на переходный период до введения стандарта, не форсируя принятие Федерального закона «О государственном образовательном стандарте общего образования »х. В первом чтении он был принят Государственной думой в июне 2002 г. и определил максимальный объем учебной нагрузки, основные положения учебного плана и требования к уровню подготовки выпускников, основные принципы и порядок бюджетного финансирования. Учебный год будет длиться от 34 до 37 недель. Установлены сроки для освоения общеобразовательных программ: начального общего образования — 4 года, основного общего — 5 лет, среднего (полного) общего — 2 года — всего 11 лет2. Если названные сроки будут закреплены в законе, то скорректировать их можно лишь путем внесения в него соответствующих изменений.